«Золотое Яблоко» и DRP: как остановить мошенников до того, как пострадают клиенты - F6

«Золотое яблоко» — самый быстрорастущий ретейлер в сфере красоты и самый крупный онлайн-ретейлер в категории (Data Insight, 2023). Офлайн-магазины сети открыты в 20 городах России, трех городах Казахстана, а также в Беларуси и Катаре. Интернет-магазин доставляет практически по всей территории четырех стран, приложение было признано лучшим в бьюти-сегменте (Go Mobile и МТС Ads, 2024). В «Золотом Яблоке» представлено более 4500 брендов в таких категориях как красота, аксессуары, товары для дома, техника и многое другое.

Одна из главных угроз для онлайн-покупателей вне зависимости от категории ретейла — социальная инженерия: банальный (и небанальный) обман, хитрость и злоупотребление доверием пользователей. По данным Центробанка, социальная инженерия уже несколько лет остается одной из самых распространенных угроз финансовой безопасности в интернете. В зависимости от способа онлайн-расчетов на нее приходится до 90% всех операций без осознанного согласия клиентов. Методы социальной инженерии широко распространены во всех сферах онлайн-бизнеса: интернет-банкинг, сервисы онлайн-бронирования, интернет-магазины и многое другое. Чем крупнее и удобнее сервис, тем больше у мошенников желания паразитировать на имени бренда.

Социальная инженерия — понятие довольно широкое: оно включает множество способов обмана людей, начиная от незаконного получения конфиденциальных данных, заканчивая переводом денег мошенникам. В ряде случаев такие схемы обнаруживаются постфактум, но иногда цепочки обмана удается выявить еще до того, как кто-то пострадал.

Определения преступлений:

Скам — это форма интернет-мошенничества, направленная на обман с целью незаконного получения денег.

Фишинг — это вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям.

В департаменте безопасности e-commerce «Золотого Яблока» есть направление DRP (Digital Risk Protection — защита от цифровых рисков). Его задача — выявление, анализ и нейтрализация внешних киберугроз, которые могут навредить бизнесу или клиентам. Эта работа ведется как собственной командой и созданными ею для этого инструментами и сервисами, так и при помощи F6 Digital Risk Protection — продукта, предназначенного для обеспечения безопасности бренда и предотвращения неправомерного использования в цифровом пространстве. Он определяет незащищенные области цифровых активов клиента и защищает бренд от цифровых угроз.

Основным вектором решения DRP является мониторинг, выявление и оперативное реагирование на действия злоумышленников. Мониторинг осуществляется в автоматическом режиме 24/7 на предмет выявления мошеннических ресурсов. Инновационные технологии, основанные на машинном обучении и нейронных сетях позволяют выявлять до 90% случаев незаконного распространения контента.

Для блокировки ресурсов и устранения нарушений F6 использует налаженные связи с администраторами хостингов, а также имеет полномочия по блокировке вредоносных ресурсов, подтвержденные Координационным центром доменов .RU/.РФ. При этом одновременно идёт работа по минимизации ущерба — например, блокировка веб трафика, удаление ссылок на нелегальные ресурсы из поисковой выдачи, а также добавление мошеннических сайтов в «черный список» — в таком случае человек, кликнувший на мошенническую ссылку, получает уведомление о риске.

Специалисты клиентского сервиса F6 совместно с сотрудниками Золотого Яблока выстроили продуктивное взаимодействие по оперативному обмену результатами исследования схем, а также методами по выявлению нарушений и способами борьбы со злоумышленниками. Это позволяет Золотому Яблоку максимально эффективно использовать возможности продукта DRP для борьбы с нарушениями, а нам, в F6 , получать качественный фидбек, развивать продукт и совершенствовать методы борьбы с мошенничеством, учитывая актуальные тренды.

Лэйла Галимуллина
Лэйла Галимуллина
Руководитель единого клиентского сервиса F6

За последние три года силами направления DRP было обнаружено около 30 000 случаев фишинга и порядка 5 000 — скама. 99% из них были устранены до заметного масштабирования либо превентивно — прежде чем кто-либо пострадал от действий злоумышленников.

Пример схемы с использованием бренда «Золотого Яблока»

Чаще всего злоумышленники, прикрываясь брендом «Золотого Яблока», применяют одну из следующих схем:

  1. Фейковые аккаунты поддержки.
  2. Ловушка из бесплатных бьюти-боксов и фальшивых промокодов.
  3. «Эксклюзивные предложения» в мессенджерах.
  4. Имитация рекламного интереса к блогерам со стороны «Золотого Яблока».
  5. Розыгрыши от имени «Золотого Яблока» на сторонних ресурсах.
  6. Продукция со склада «мимо кассы».

Подробнее о каждой из схем читайте в блоге «Золотого Яблока».

С коллегами из «Золотого Яблока» мы сотрудничаем уже более 4 лет.  Хотелось бы отметить стремительный рост не только бизнеса, но и экспертизы Департамента по безопасности e-commerce, радеющего за безопасное взаимодействия клиента с брендом компании. С учетом того, что коллеги столкнулись с большим наплывом разнообразных схем скама и фишинга, совместными усилиями мы смогли достойно противостоять тысячам кейсов. Хочу обратить внимание индустрии бьюти на цифровую трансформацию и опыт коллег из «Золотого Яблока» по защите от цифровых рисков.

Гончаров Станислав
Гончаров Станислав
Руководитель департамента по защите от цифровых рисков F6

Защитите свою компанию от мошенничества

Оставьте заявку на демонстрацию возможностей Digital Risk Protection