Group-IB, один из лидеров в сфере кибербезопасности, оценила объем теневого онлайн-рынка табачной продукции и электронных сигарет в Рунете в 2021 году в 5,6 млрд рублей. Больше половины всего нелегального оборота приходится на электронные сигареты (2,3 млрд рублей) и стики (1,1 млрд рублей). Как и в случае с незаконной торговлей алкоголем, главным табачным маркетом среди мессенджеров стал Telegram — число подписчиков «профильных» каналов превысило более 1 400 000 человек. Эксперты Group-IB по исследованию контрафакта отмечают, что тенденция роста теневого бизнеса продолжится из-за ухода крупных игроков с легального рынка.
В 2021 году из-за увеличения на 20% акцизного налога на табачную продукцию цены на нее снова выросли — в среднем с 112 до 140 рублей за пачку. Курильщики перешли на более дешевые сигареты (до 125 рублей) — на них пришлась треть (37%) легальных продаж на российском рынке. Однако часть курильщиков переориентировалась на теневой рынок, где нелегальные торговцы предлагают широкий — около 200 брендов — ассортимент «подпольного» табачного товара, в том числе поддельного и контрабандного.
Аналитики Group-IB Digital Risk Protection второй год подряд оценивают объемы нелегального интернет-рынка классической табачной продукции и электронных сигарет. По итогам 2020 года он составлял 500 млн рублей, без учета продаж через соцсети, Telegram. Однако 2021-й год стал периодом расцвета торговли в этих каналах. Так через мессенджеры было продано товара на сумму 3,5 млрд руб, а на соцсети пришлось 314 млн руб. Суммарно размеры нелегального рынка табачной продукции достигли 5,6 млрд рублей.
Несмотря на запрет дистанционной продажи табака, специалисты Group-IB Digital Risk Protection обнаружили более 620 онлайн-ресурсов, где в обход действующего законодательства продают сигареты, стики и «электронки». В 2020 году подобных ресурсов было немногим больше — около 700. Это объясняется тем, что в 2021 году после блокировок часть продавцов мигрировала в социальные сети и мессенджеры.
Сетка самого масштабного табачного онлайн-магазина, которую удалось обнаружить в ходе исследования, насчитывала 341 связанный домен. Такая аффилированность позволяет не только штамповать многочисленные «зеркала» основного магазина нелегальной продажи табачной продукции, увеличивая приток покупателей, но и оперативно «переезжать» с одного домена на другой в случае блокировки.
Из-за активных блокировок в соцсетях число групп и аккаунтов, где торгуют сигаретами, снизилось почти в два раза — с 320 до 190. Однако, как и в случае с нелегальной продажей алкоголя, основной торговой площадкой стал Telegram — в 2021 году здесь работали более 130 каналов, где можно было купить табачную продукцию (в 2020 году их было 100). Общее число подписчиков, интересующихся покупкой такого товара, увеличилась практически в 3 раза и составила более 1 400 000 человек.
Больше половины всего теневого оборота онлайн-рынка табачной продукции пришлось на электронные сигареты (2,3 млрд рублей) и стики (1,1 млрд рублей). Системой Group-IB Digital Risk Protection в прошлом году было обнаружено 164 интернет-магазина, 22 групп в соцсетях и 40 каналов в мессенджерах, где предлагали купить контрафактные и контрабандные стики известных брендов по цене в два раза меньше оригинала. Большая часть нелегальных стиков была изготовлена в Армении и Казахстане.
При этом на 122 сайтах, в 48 телеграмм-канале и в 40 аккаунтах или группах в социальных сетях активно торговали одноразовыми электронными сигаретами популярных брендов. В среднем стоимость одной поддельной электронной сигареты у теневых продавцов варьируется от 80 до 1300 рублей, в то время та же продукция в легальных магазинах обойдется курильщику примерно в 2 раза дороже.
Заместитель генерального директора Group-IB по направлению Digital Risk Protection
Специалисты Group-IB Digital Risk Protection прогнозируют, что ставший тенденцией рост цен на табачную продукцию увеличит интерес курильщиков к покупке более дешевых табачных изделий, а следовательно — дальнейшему росту теневого онлайн-рынка. Еще одним фактором развития подпольных продаж может стать уход крупных табачных игроков с рынка России и СНГ. Для полноценного детектирования и устранения угроз, направленных на табачные бренды, Group-IB рекомендует использовать решение класса Digital Risk Protection, позволяющее непрерывно вести мониторинг угроз, выявление и реагирование.
F6 — ведущий разработчик технологий для борьбы с киберпреступностью, предотвращения и расследования киберпреступлений в России и за рубежом. Флагманские продукты F6 основаны на знаниях, полученных в ходе многолетних реагирований на инциденты и исследований киберпреступности.
Решения компании F6 обеспечивают защиту от киберрисков, связанных с целевыми атаками, утечками данных, мошенничеством, фишингом, нелегальным использованием бренда. Продукты F6 входят в реестр отечественного ПО.
Компания F6 создана при поддержке фонда развития результативной кибербезопасности Сайберус.
Узнайте первыми о новейших киберугрозах и наших расследованиях
Мы используем cookie-файлы для улучшения качества работы, в том числе удобства использования веб-сайта и оказываемых нами услуг. Также мы обрабатываем cookie-файлы для проведения аналитических исследований. Вы можете запретить сохранение cookie-файлов в настройках своего браузера. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и с Пользовательским соглашением